Партнерский материал
Откуда берутся миллионы призовых, какие роли выполняют турниры, в каких странах чиновники признали увлечение молодежи спортом и почему виртуальные баталии — не просто игры, а отдельная индустрия
2021-й — год киберспорта для всех русскоязычных болельщиков. В октябре клуб Team Spirit победил на чемпионате мира по Dota 2 — The International 10, а в ноябре команда Natus Vincere взяла мэйджор по Counter-Strike: Global Offensive (самый престижный турнир серии). С успехом участников, которые представляют и Россию, и Украину, поздравили президенты стран, политики, профессиональные спортсмены и звезды шоу-бизнеса. Однако сами разработчики игр совсем иначе смотрят на виртуальные турниры. Для них чемпионаты — не просто попытка построить новый вид соревнований, который соперничал бы с футболом или Олимпиадой, но и создать устойчивую модель, которая приносила бы деньги. PLAYER ONE совместно с Федерацией компьютерного спорта России рассказывают, как сегодня устроена киберспортивная индустрия и что ее ждет.
Что такое киберспорт? Это когда ты просто на компьютере играешь, да?
Киберспорт — собирательное название для соревнований, которые проводятся по видеоиграм в одиночном или командных зачетах. Однако не каждая игра может считаться таковой. Во-первых, в ней должен быть многопользовательский режим. Во-вторых, разработчики обязаны соблюдать определенные принципы честности, чтобы два или несколько участников находились в равных условиях на любом этапе матча.
Подобное достигается за счет стратегической глубины, реиграбельности и правильно выстроенного баланса, когда на первый план выходят способности и мастерство, а не элементы случайности (их влияние должно быть минимизировано). Благодаря этому каждый матч становится уникальным, как партия в шахматах, что привлекает и геймеров, и зрителей.
В-третьих, наличие внутриигрового инструментария для проведения турниров, и визуальная доступность и читаемость элементов на экране. Первое необходимо, чтобы организаторы соревнований могли без лишних сложностей транслировать матчи. Второе — чтобы зрителям и самим игрокам всегда было понятно, что происходит на экране.
А еще здесь следует учитывать качество сетевого кода, систему подбора соперников в матчах и множество других мелочей, которые отличают настоящие соревновательные игры от всех остальных.
И много таких игр?
Достаточно. Все они разбиты по жанрам. Стратегии представляют StarCraft 2, Age of Empires 4 и Warcraft 3. Файтинги занимают схожую нишу во многом из-за того, что оба жанра предъявляют очень высокие требования к мастерству участников. Те же Street Fighter 5, Mortal Kombat 11, Tekken 7, Soulcalibur 6 и Ultimate Dragon Ball FighterZ продолжают существовать во многом благодаря активному сообществу. Новички там появляются, но редко.
В карточном сегменте давно нет конкуренции. Смотреть приходится либо за Magic: The Gathering, либо за Hearthstone. Зато у королевских битв такой проблемы нет. Самыми популярными на ПК можно считать Apex Legends и PUBG, а на мобильных телефонах — Free Fire и PUBG Mobile. Создатели Fortnite лишь однажды пытались сделать игру киберспортивной, но после дебютного сезона, когда программа показала убыточность, ее свернули.
В командных шутерах гораздо больше разнообразия за счет конкуренции и популярности в разных регионах. Например, Halo, VALORANT и Call of Duty наиболее интересны геймерам в США. В то время как Counter-Strike: Global Offensive и Rainbow 6 Siege уверенно пользуются спросом по всему миру. Есть и такие примеры, как в случае с Warface, когда продукт широко популярен только на одном рынке, и этого достаточно для успешного развития и проекта, и студии.
MOBA-жанр сегодня тоже в числе доминирующих. С одной стороны есть Dota 2, на чемпионате мира которой в 2021 году разыграли призовой фонд в $40 млн. С другой — League of Legends, которая невероятно популярна по всему миру. По обеим играм регулярно проводятся региональные лиги и крупные соревнования.
В спортивном сегменте нет какой-то доминации, однако и здесь есть яркие представители со своей аудиторией — Rocket League, iRacing, FIFA 2022 и F1 2021.